Светлана   

 


Валентина    



Гадание виды

Идея разделения мироздания на разные миры, человеческие и потусторонние, существует если не у всех,…

гадания на таро

Идея разделения мироздания на разные миры, человеческие и потусторонние, существует если не у всех, то у многих народов. Выглядит схема в общих чертах так:

Верхний мир, где живут боги.
Средний мир, где живут люди.
Нижний мир, где живут всякие страшные сущности.
Называются этим миры у каждого народа по-разному, но суть одна. Считается, что и у древних славян мир также делился на три части.

Три мира: Навь, Явь и Правь

По принятой в среде современных славянских язычников схеме, мир состоит из Яви – мира людей, животных и других живых существ, это так называемый плотный и видимый мир; Нави – мира мертвецов, духов, разного рода сущностей, добрых и злых, и темных божеств; и Прави – мира светлых сил и богов.

С Явью все понятно, это наш мир, где живут существа в физическом теле. С Правью, пожалуй, тоже понятно, это мир светлых сил. А вот Навь — понятие более интересное и многослойное.

По общепринятой концепции, все три мира отделены друг от друга непроницаемыми «границами» и каждый существует отдельно от других. По своим собственным правилам. Правда, иногда эти миры пересекаются и взаимодействуют, не всегда с хорошим результатом для живых. Результаты «взаимодействия» мира живых с потусторонними мирами можно найти в разных сказках, легендах и народных быличках.

Страшные истории о нежити, колдунах и нечистой силе, которые рассказывали в народе, это и есть отражение этого взаимодействия и взаимопроникновения. Нередко заигрывание с потусторонними силами оказывалось для человека роковым. Тут можно вспомнить классику страшных рассказов – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие рассказы Н. В. Гоголя.

Хотя по концепции неоязычников Навь – это не только место, где обитают темные силы, но и находятся души умерших, которые ждут перерождения на земле или существуют в потустороннем мире в ином качестве. Строго говоря, Навь – это не ад в христианском понимании, но и не рай.

Сходное с христианским понятие ада в славянском язычестве называется Пекло. Вот это действительно страшное место, в принципе, из самого названия понятно, что это такое. Там властвуют темные боги, которые наказывают тех, кто неправедно жил на земле. Имен таких «хозяев Пекла» много, у разных славянских племен разные: Пекленец, Ниян, Злебог и другие.

В Пекле, как и полагается, всегда есть огонь, раскаленная смола и существуют всевозможные другие виды казни для нечестивцев. Все это весьма схоже с посмертным наказанием из христианской религии. Хотя есть и существенное отличие: в христианстве посмертное наказание вечно. А в славянском Пекле души грешников очищаются для того, чтобы обновленными возродиться на земле.

Хотя на саму концепцию Пекла могло повлиять именно христианство, слишком долго на Руси и у ее соседей существовало двоеверие, и теперь сложно отделить изначальные идеи от тех, что наслоились со временем.

Говоря о Яви, Нави и Прави, надо сразу уточнить, что такое деление на три мира в мифологии славян — это достаточно поздняя концепция, точнее, она была написана (или придумана по аналогии с другими мифологиями) только в XX веке. В аутентичных источниках нет деления на три мира.

Но вот понятие «Навь» во всех древних славянских мифологиях и исторических источниках как раз присутствует. И понятие это многозначное.

Что же такое Навь?

нежить, которая бродит по свету и чаще всего людям вредит. К такой же нежити, как и мавки, относились и русалки. Чтобы их задобрить, а иногда и выпросить какой-нибудь подарок, существовало много способов. В определенные дни, вроде Русалий или Навьих дней, полагалось оставлять угощение для этих «гостей».

Но вообще, всего, что связано со смертью, в древности очень боялись. Так что термином «Навь» обозначали именно страшный, потусторонний мир. И только в современном язычестве Навь – это просто другой мир, в котором есть и темные стороны, и светлые.

Об авторе

admin

Добавить комментарий

Кликните здесь что бы добавить комментарий

проверка на человечность


Яндекс.Метрика