В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли
«письменных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же
смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге предлагается толкование этой
магической песни, на основе которого может быть далее разгадана основная загадка рун.
Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», понимания того аспекта арийской философии, который связан со взаимоотношениями между
телом и душой, между Богом и Всем.*, наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эволюционирующая личность остается сама собой, остается неизменной, проходя через циклы
рождения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь,
содержащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное
отражение Всего и личности.
*Всё — специфический термин фон Листа, определяющий Мироздание как противополож-
ность Эго (подобно паре макрокосм — микрокосм).
Один* воплощается в человеческом тепе, чтобы погибнуть; он «посвящает себя себе
самому» и уходит, чтобы возродиться вновь**. И чем ближе он подходит к грани перехода к
новому возрождению — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что
таинство жизни заключается в вечном круговороте «рождения» и «умирания», в вечном возвращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полностью осознает
это в момент заката жизни, когда погружается в Ur* * *, из которого возродится вновь. В
момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; однако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из
Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его
* Фон Лист употребляет в своей работе более южный, континентально-германский вариант
имени этого бога — Вотан (нем. Wuotan). Однако в данном издании мы сохраняем более привычный
русскоязычному читателю северный вариант имени — Один.
* * Имеется в виду Жертвоприношение Одина, упоминаемое в Эдде. Согласно традиции, Один
пронзает себя копьем на Древе Мира, чтобы получить знание рун. Старшая Эдда характеризует
этот акт как «жертву себе самому», о чем и говорит фон Лист.
* * * Ur — специфический термин фон Листа. Собственно ur — распространенный префикс в
германских (например, в немецком) языках, указывающий на первобытность или исходность чеголибо. Фон Лист вводит термин Ur, используемый как существительное, для обозначения Предвечного вообще, а также для обозначения исходной и неизменной части Всего.
«тело», тогда как другой глаз, который он сохранил, — это его «дух». «Физический глаз»
(т.е. физическое тело), от которого он только временно отказывается — но которое все же
остается его телом — воссоединяется в момент возвращения из Ur — т.е. в момент возрождения — с другим, «духовным», глазом (его духом). Однако знание его не теряется в смерти,
при погружении в Источник Мимира*, но остается с ним; это его достояние, достояние Всего; это опыт, накопленный тысячами перерождений, знания, которые сохраняются и передаются. Знание Одина приходит с глотком из предначального Колодца Мимира, а также от
Вёльвы Смерти и от Головы Мимира* *. Это лишь кажется, что он покинул физический мир
— на
* Источник Мимира — в скандинавской мифологии — священный источник мудрости, находящийся в центре Мироздания, у корней Древа Мира. В этот источник был погружен глаз Одина,
отданный им Мимиру за право испить из источника.
* * Вельвами в Скандинавии именовались колдуньи, жрицы (термин практически совпадает с
др -рус. вълхва — «волшебница >); оборот «вёльва смерти», не очень красиво звучащий на русском
языке, означает дословно «жрица смерти». В данном случае имеется в виду та мертвая Вёльва, с
которой, обретая знание, беседует Один (см. песнь «Прорицание Вёльвы» в Старшей Эдде). Голова
Мимира — согласно северным преданиям. Один просит совета у отрубпенной головы Мимира перед
наступлением Сумерек Богов. Это место в своей книге сам фон Лист комментирует следующим
образом: «Великан Мимир есть память или знание, а предначальный его Источник — это тайна
Всего, которое рождается, живет и умирает для нового рождения. Вёльва Смерти — Богиня
Земли, Богиня Смерти, которая хранит и оберегает лишенные душ тела на кладбищах, когда
освобожденные от телесной оболочки души направляются в Вальхаллу или в Хель. Голова
Мимира — это «изначальные знания», то есть основные знания о рождении, бытии и смерти.
[…] Это три уровня, проходя сквозь которые Один «становится мудрым», получает знание
обо Всем».
самом же деле он продолжает ему принадлежать, ибо он — неделимая диада, состоящая из
духовного и физического начал, неделимое двуединство. Невозможно отделить «день жизни» от «ночи жизни», т.е. от смерти. Но из «ночи жизни» — из кажущегося небытия — Один
выкосит знания о вечной жизни, и эти знания ведут его в вечных изменениях, в переходах от
рождения через бытие к умиранию для нового рождения Всего. Получив сокровенные знания. Один становится мудрым, обретает знание судьбы мира, объяснение загадки мира, которую «он, извечный, никогда не откроет ни женщине, ни деве»*.
* Цитата из «Речей Высокого» (правда, слова эти сказаны Одином по иному поводу).
Итак, он и Один, и — одновременно — Всё; и точно так же каждая личность, каждое
эго есть одновременно и не-эго, но Всё. Таким образом, каждое отдельное эго, каждый человек, проходит через те же превращения, через те же ступени понимания, что и Один; и осознание и освобождение каждого человека определяется его духовным богатством, а не мертвой памятью, не мертвой суммой познанного. Человек не теряет этого богатства даже в
смерти, оно остается с ним, когда личность возвращается в мир людей в следующем воплощении*.
Каждый человек имеет свое собственное понимание духовного значения идеи, которая
стоит за этими терминами, — в соответствии с его «духовным богатством». Потому-то среди
миллионов живущих в этом мире людей не найти и двух, чьи понятия о божественном были
бы в точности похожи — несмотря на все догматические учения и веры. Так же верно и то,
что не найти двух людей, которые бы имели одинаковое умозрительное понимание духовной
сущности языка и его слов — и в деталях, и в совокупности.
И если можно так сказать о современном мире, то как это должно быть верно в отношении далекого прошлого, когда словарный запас языка был еще так мал и неполон. Как
верно это было в то время, когда пророки и мудрецы должны были рождать понятия для доступного и ясного выражения своих идей, используя все еще крайне скудный язык. Они были
вынуждены сопровождать свою речь движениями — позже получившими название «магических жестов» — таким образом
* Комментарий фон Листа: «Mы называем «духовным богатством» то, что возрожденная из
смерти личность приносит с собой в мир, ее природные способности, таланты, или «врожденный
гений*; более живой и чуткий дух, быстрее и легче, чем другие, постигающий и понимающий все вокруг. Эта повышенная чуткость, живость восприятия и есть то «духовное богатство*, о котором
я говорю».
придавая ей выразительность определенными символическими знаками, о которых говорили,
как о „шепоте», и которые были названы рунами*.
* * *
О тайне рунического знания Одина говорится в эддической песни «Речи Высокого»,
где описывается его жертвенная смерть, напоминающая нам о таинстве Голгофы.
Первая часть песни сложена от лица самого Одина; далее скальд**, исполняющий
песнь, говорит уже от собственного лица. Но начинается песнь так***:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
* Слово «руны» (нем. Runen, англ, runes) действительно содержит один корень с германскими
словами, имеющими значение «шепот», «шептать» (сравн., напр., нем. raunen «шептать»). К этому
же кусту древних основ восходит ветвь слов со значением «тайна>. Большинство западных рунологов действительно считают, что термин «руны> происходит из этой группы германских корней, но
существуют и другие точки зрения (см , напр.: А.Б Платов. Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998.).
** Скальд — в древней Скандинавии — поэт, нередко обладающий магической силой. Гвидо
фон Лист в своей книге использует этот термин для обозначения всех людей, принадлежащих к арманической касте, — т.е. всех магов и жрецов.
*** Фактически, «Речи Высокого» начинаются не этими словами, но фон Лист имеет в данном случае в виду собственно интересующий его фрагмент «Речей».
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не кормил меня
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с дерева рухнул*.
После нескольких строф песнь дает описание восемнадцати рун с мистическим их толкованием. Если рассматривать эти строки, имея под рукой имена рун, то текст песни проливает свет на сами руны и дает нам разгадку и объяснение их тайны.
Следующие строки предшествуют описанию рун:
Заклинанья я знаю —
не знает никто их,
даже конунгов жены…
* Здесь и везде в данном издании фрагменты Старшей Эдды приводятся в переводе с древнеисландского А.Корсуна по изданию: Беовулъф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
#руны_магия_БОГИ
#руны_магия_мифология
#магия #колдовство #эзотерика #ставы #руны #викка #заговор
Добавить комментарий