Все в масть: символы стихий в классических и современных колодах Таро
Часть 1
#таро #таролог
Как всякая целостная философско-оккультная система в Западной традиции, карты Таро с самого начала своего «исторического» существования (XV в.) претендуют на полноту описания мира путем использования универсальных и очевидных символов и их соотношений. Следуя великому герметическому принципу «Что наверху, то и внизу», эти карты за несколько веков своего активного бытования накопили множество значений и способов толкований для любого уровня запроса: расклад на Таро способен ответить на вопрос из любой сферы человеческой и мировой жизни.
Естественно, что в Таро в полной мере проявлена и воплощена в разнообразных, но неизменно ярких и понятных символах и идея о круге четырех стихий, формирующем природу мира и человека. Это связывает Таро, например, с традиционной астрологией и позволяет, соотнеся карту той или иной масти и достоинства с подходящим по стихии знаком Зодиака или его частью (деканом), довольно точно отвечать на вопросы о сроках событий; а учитывая связь конкретной стихии с тем или иным типом человеческого темперамента – показать психологический портрет человека.
Особенно четко связь Таро и стихий явлена в так называемых Младших Арканах. Это 56 карт, которые, как и обычные игральные, делятся на четыре масти. Масть состоит из 10 номерных карт и четырех «фигурных» или «придворных» карт-персонажей[1]. Эти две группы карт каждая по-своему осваивают и показывают проявления той или иной стихии. А каждая масть в Таро издавна однозначно ассоциируется с конкретной стихией и всем полем значений, с этой стихией связанным.
Со стихией огня – и со сферой человеческого духа, с побудительным мотивом к действиям, с движением, «драйвом», вдохновением, духовным порывом, вспышкой активности – связана масть жезлов (также в разных версиях это могут быть посохи, дубинки, факелы). Порыв требует осмысления, прояснения; следующей идет стихия воздуха, сфера интеллекта, работы ума, коммуникации, вербальности, формулировок, расчетов, планирования, дискуссий/конфликтов, и это в Таро масть мечей, самая острая и жесткая. Следом возникают эмоциональные переживания, радости и печали, сердечное согласие или разочарование, тут в игру вступает стихия воды – еще подвижная, но уже осязаемая «на ощупь», и воде соответствует масть кубков (также чаш). И процесс завершается реализацией, воплощением в материале, получением ощутимого продукта; это царство стихии земли, ее символизирует масть пентаклей (камней, монет, плодов); с землей/пентаклями связаны телесность, экономика, урожай, вообще любой зримый и неизменный результат.
Внутри масти номерные карты содержат в себе как бы процесс нарастания свойств масти/стихии от туза – воплощающего в себе самый изначальный принцип, суть стихии, до десятки, в которой природа стихии доходит до окончательной полноты и исчерпывается, нисходя на следующий качественный уровень, в другое, более низовое и плотное стихийное царство. В целом этот процесс хорошо иллюстрируется каббалистической схемой Древа сефирот и проходящей по нему «молнией творения» (рис.1). (Существует и схема, объединяющая четыре Древа и охватывающая весь процесс, когда масти, достигая предельного развития, переходят друг в друга.)
Соответственно, именно тузы в любой колоде обычно имеют самое выразительное графическое изображение своей стихии. Более того, за несколько веков существования Таро масти получали иной раз яркие дополнительные значения сообразно идейным веяниям своего времени.
Вот тузы знаменитого Марсельского Таро. Эта версия возникла на базе южно-европейских колод XVII века, окончательно сложилась в начале XVIII-го, в разгар Марсельской чумы 1720 г., и колода в нескольких версиях (отличных, главным образом, по цветовой гамме) весьма популярна до сих пор. XVIII столетие, «век Разума» стремился к единообразной классификации всего, к пониманию казавшихся несложными механизмов жизни, к нахождению простых и гармоничных принципов мироустройства как в природе, так в мире людей.
Потому масти Марсельского Таро в понимании совеременников соотносились не только со природными стихиями, человеческими темпераментами и астрологическими явлениями, но и с конкретными сферами человеческой деятельности, с родом занятий и конкретно с сословиями тогдашнего общества. Жезлы – простейшие орудия труда – были отданы крестьянам, производителям первичного продукта; мечи означали воинское сословие, рыцарство, аристократию (недаром меч Марсельского туза увенчан короной); кубок напоминает церковный потир, это не просто сосуд, но чаша Причастия, и кубковая масть приписана духовенству; а золотой пентакль (круглый и со всех сторон одинаковый – потому Марсельские пентакли не имеют в раскладе «перевернутого» положения: деньги – штука универсальная) отсылает к торговому сословию. Понятно, что сейчас такое деление изрядно устарело, но на преобладание в раскладе той или иной масти тарологи обращают внимание, если задан вопрос, например, о профориентации. Если человек ищет в будущей профессии творческого самовыражения, то на него укажут жезлы; если стремится прежде всего к заработку – пентакли; если для соискателя важным является удовольствие, хороший коллектив, приятное общение – кубки; а мечи покажут построение формальной карьеры путем жестких, хорошо спланированных ходов. Мне в практике встречались даже буквальные указания – мечи рекомендовали человеку государственную службу «при погонах» – армию, прокуратуру, силовые ведомства; пентакли приглашали даму на должность бухгалтера-экономиста, а кубки отсылали молодую девушку за стойку бара.
Среди практикующих тарологов укоренились и аналогии между проявлением стихии и родом занятий, вернее сказать, характерным образом действий, ярче всего проявленным в картах Рыцарей. Рыцари – самая активная из фигурных карт, и условно их распределяют как бы по «родам службы» (рис. 3). Рыцарь кубков, красавец на гарцующем белом коне, прекрасный принц девичьих грез – это «рота почетного караула», нечто вроде декоративного кавалерийского полка, красивого, но в жизни мало полезного; Рыцарь мечей считается «десантником» – как правило, это элитарные войска, действительно десант или авиация… в проявлениях – напор, натиск, ужас, летящий на крыльях ночи, для врагов; но и мирным жителям в день ВДВ лучше без нужды на улицу не выходить. Рыцарь жезлов – это «гаишник», тот, кто получает свое здесь и сейчас, вариант разбойника с большой дороги, ему может повезти, а может и нет. Ну и Рыцарь пентаклей, «таможенник», который никуда вообще не едет, а стоит – но стоит там, где мимо него никто беспатно проехать не сможет.
Если еще немного продолжить о роли стихий-мастей в консультативной тарологической практике, то очень интересно работает понятие о стихиях, например, в вопросах, связанных со здоровьем кверента: мечи покажут проблемы с дыхательной системой организма, подверженность простудам (воздух!) и травмам; кубки – вода – обратят внимание на кровообращение и вообще жидкостные системы; жезлы – огненная масть – предупредят об опасностях любых воспалительных процессов, особенно в суставах и позвоночнике; а пентакли/земля посоветуют контролировать все, что связано с пищеварением.
И конечно, четкая ассоциация тарологических мастей и природных стихий в «физическом» проявлении позволяет нам-практикам предсказывать погоду с точностью большей, чем доступна профессинальным метеорологам.
Соотнесение мастей со стихиями как с универсальными составляющими мира оказалось очень плодотворной идеей для дизайна многих и многих последующих колод Таро. Вот, например, так выглядят тузы «Средневекового кошачьего Таро»[2] (рис.4). С изобразительной точки зрения колода сделана путем синтеза Марсельской и Уэйтовской традиций, а персонажами являются кошки, одетые в средневековые наряды. Но вот как вопринимаются стихии с точки зрения кошки – мелкого, но ловкого хищного зверька? На тузах вместе с мечом, кубком, монетой и факелом изображено характерное для стихии живое существо – причем такое, которое может стать законной кошачьей добычей. Понятно, что в воде кошка поймает рыбку, в воздухе – птичку, на земле – крысу, и, будучи сама мистическим зверем, даже в огне сумеет выловить саламандру.
Продолжая кошачью тему, надо упомянуть Таро «Кошачий глаз»[3]. Автор колоды, Дебра Гивин – профессиональный ветеринар, и колода незатейливо и реалистично показывает крупным планом жизнь реальных кошек. Масти же распределены так: воду/кубки/эмоции представляют черно-белые кошки, признаваемые среди фелинологов самыми ласковыми; огненная масть жезлов естественно отдана рыжим котам; умные и считающиеся злобными сиамы воплощают резкую масть воздуха/мечей; и самые простые, самые выносливые и самые часто встречающиеся полосато-тигровые «барсики» обозначают масть земли/пентаклей.
А Мило Манара, автор очень популярного «Эротического Таро»[4] вообще обходится без обычных мечей, кубков, жезлов и пентаклей. Эта колода целиком посвящена любовно-чувственной стороне человеческой жизни. Потому из всех стихийных ассоциаций автор подчеркивает лишь соотнесение стихии и типа человеческого темперамента. Масти в «Манаре» так и называются: огонь, вода, земля, воздух, и графически обозначаются на карте с помощью астрологических символов стихий.
Очень красиво и наглядно представлены образы четырех стихий в колоде «Колесо Года» [5] (рис. 5). Здесь масти и стихии естественно распределены по сезонам, сменяющим друг друга в наших широтах. Колоду начинает (если можно так сказать о циклической структуре) вода, масть кубков, это весна – время таяния снегов, время ручьев, капели и движущихся соков растений; следом идет лето, время солнечного тепла и яркого цветения, воплощенное в масти огня/жезлов; лето сменяется плодоносной осенью, временем урожаев – это масть пентаклей/земли; и зиму являет собой стихия воздуха/мечей, время холодного ветра, срывающего листья, вносящего в мир ясность и обнажающего суть природы. Туз каждой масти в «Колесе года» показывает самое начало сезона, первый момент, когда одно время года сменяется другим, и рядом с символом стихии нарисован маленький эльф-элементаль, правда, не вполне традиционного вида, зато вполне традиционной «гендерности»: земля и вода издавна считаются стихиями пассивными, «женскими», а воздух и огонь – активными, «мужскими». Вообще же именно «Колесо Года» в практике оказалось необычайно точным инструментом предсказания сроков грядущих событий по раскладу.
По материалам издательства Intrada,
опубликовано в сборнике «Бестиарий и стихии»
Автор Ольна Лемберг
Добавить комментарий